Литий-ионные батареи относятся к опасным грузам, поэтому их транспортировка строго регулируется в зависимости от вида транспорта. Вышедшие их строя аккумуляторы также могут перевозиться как опасные отходы. В статье обобщены требования к перевозке автотранспортом.
3 главные рекомендации:
- Перед транспортировкой любой Li—Ion батареи ознакомьтесь с действующими правилами перевозки опасных грузов. Соблюдайте их при подготовке упаковки и транспортировке.
- Рекомендуем сохранять оригинальную упаковку, чтобы использовать ее при перевозке.
- Обучите свой персонал правильной и безопасной транспортировке.
Подготовка груза
Литий-ионная батарее требуют особых мер предосторожности, поскольку плотность энергии у них велика. Они чувствительны к перегреву, высокой влажности, вибрациям, ударам. Некоторые виды Li—Ion аккумуляторов воспламеняются в случае повреждения или неполадки. Их горение может сопровождаться стремительным выбросом тепловой энергии, при этом возможен взрыв.
Подготовка к транспортировке включает:
- Правильную идентификацию аккумулятора.
- Упаковку согласно требованиям правил перевозки опасных грузов. Обратите внимание, что методы упаковывания отличаются, если батарея относится к отходам или представляет значительный риск при транспортировке.
- Маркировку, наклейку предупреждающих знаков.
- Подготовку полной информации и документации для перевозчика.
Маркировка может различаться в зависимости от того, перевозится батарея самостоятельно или в составе транспортного средства. Пример показан на рисунке ниже. Вместе с грузом нужно отправить специальные документы (обратитесь к советующим международным стандартам и правилам).
Номер ООН | Транспортное наименование | Применяемые специальные положения |
UN 3480 | Перезаряжаемые литий-ионные батареи (включая литий-полимерные). | 188, 230, 310, 348, 376, 377, 387, 636 |
UN 3481 | Перезаряжаемые литий-ионные батареи, упакованные вместе с оборудованием или встроенные в оборудование(включая литий-полимерные). | 188, 230, 310, 348, 360, 376, 377, 387, 390, 670 |
На транспортировочную упаковку должен быть наклеен знак опасности 9 класса.
Требования к упаковке:
- Каждая литий-ионная батарея индивидуально упаковывается в неметаллическую внутреннюю упаковку. Она должна быть окружена негорючим, токонепроводящим амортизирующим материалом или находиться внутри оборудования.
- Если она установлена в оборудовании, то оборудование должно быть сконструировано или упаковано так, чтобы исключить случайное срабатывание во время транспортировки.
- Необходимо принять меры для минимизации воздействия вибрации и ударов, предотвращения случайного перемещения аккумулятора.
- В качестве прокладочного материала следует применять негнущийся, непроводящий ток материал.
- Внутренняя упаковка или оборудование помещается в отвечающую требованиям перевозки опасных грузов внешнюю упаковку (Overpack).
- Общая масса (брутто) упаковки, включая оборудование различных размеров, формы или массы, не должна превышать массы брутто, на которую рассчитана конструкция упаковки. Размер батарей необходимо указать на этикетке изделия.
- Количество аккумуляторов на упаковку ограничивается исходя из их веса и мощности. Нужно различать мощность в ватт-часах на элемент и на батарею. Обычно она указывается на идентификационной табличке (шильдике) на корпусе. Если эта информация не указана на корпусе или элементах, то обязательно уточните ее у производителя или в техническом паспорте.
Не устанавливайте упаковку выше 1,2 м над полом контейнера, надежно закрепите. Перед отправкой зарядите литий-ионный аккумулятор с учетом вида транспорта и дальности пути. Это поможет избежать чрезмерного разряда за время транспортировки.
Перевозка неисправных Li—Ion аккумуляторов
К опасным неисправностям относятся:
- повреждение любых внутренних компонентов системы безопасности, платы BMS;
- признаки физического повреждения, например, деформация корпуса элемента или батареи, изменение цвета корпуса;
- нарушение внешней и внутренней защиты от короткого замыкания, например, изоляции;
- утечка электролита, выделение газов.
Неисправные литиевые аккумуляторы нельзя транспортировать самостоятельно, лучше обратится в сервисную службу производителя.