Планировка склада значительно влияет на безопасность, производительность вилочных погрузчиков. При эксплуатации вилочного погрузчика необходимо учитывать такие аспекты, как ширина проходов, поверхность пола, освещенность, высота проемов, потолков и стеллажей, транспортный поток. Давайте подробно рассмотрим эти аспекты, а также шаги, которые нужно предпринять для оптимизации планировки склада.
Ширина проходов
Вилочному погрузчику необходимо достаточно пространства для перемещения по складским проходам. Это особенно важно для безопасного, уверенного маневрирования между рядами стеллажей. Для определения минимальной ширины прохода нужно учитывать размеры транспортного средства и перевозимого поддона. Например, вилочный электропогрузчик грузоподъемностью 3 тонны требует ширины прохода 3,5–4 метра. Для сравнения, узкопроходный электроштабелер может работать в проходах шириной менее 2 метров.
Поверхность пола
Для безопасной, продуктивной работы большинства вилочных погрузчиков нужны ровные, гладкие, но нескользкие полы. Передвижение по поврежденному или неровному дорожному покрытию грозит несчастными случаями и авариями, поскольку может привести к опрокидыванию машины или груза. Важно регулярно проверять полы на складе на предмет отсутствия выбоин, трещин и прочих дефектов, а также своевременно устранять обнаруженные проблемы.
Высота помещения, стеллажей
Высота стеллажной системы должна быть такой, чтобы наиболее рационально использовать вертикальное пространство склада и одновременно давать безопасный доступ к хранимой продукции. Максимальная высота хранения при этом зависит от типа используемого вилочного погрузчика, веса перевозимой продукции. Например, если высота потолков в помещении позволяет устанавливать стеллажи высотой хранения до 6,5 метров, а типичный груз весит около 800 кг, то нужно искать машины с подходящими характеристиками.
Освещение
Хорошее освещение улучшает видимость, облегчает манипуляции с высоко поднятым грузом. Оно снижает риск несчастных случаев, а также повышает производительность, поскольку операторы действуют более уверенно. Важно равномерно распределить освещение по всему складу, включая погрузочные платформы и зоны хранения.
Транспортный поток
Планировка склада должна быть построена таким образом, чтобы улучшить транспортный поток и одновременно минимизировать расстояние транспортировки грузов. Пути нужно спланировать так, чтобы снизить количество перекрестков, мертвых зон, препятствий. Маршруты движения нужно оборудовать разметкой, предупреждающими знаками.
Оптимизация планировки для работы вилочного погрузчика
Процесс оптимизации состоит из четырех этапов:
- Оценка текущей планировки. Нужно измерить ширину проходов, проверить поверхности полов, определить высоту хранения, проанализировать качество освещения, транспортные потоки. Также важно оценить текущее состояние складских запасов и грузооборот, чтобы выявить потенциальные «узкие места» или неэффективные решения.
- Разработка плана. Она включает расчет оптимальной ширины проходов и высоты стеллажей для используемой складской техники и обрабатываемых грузов. Затем нужно подумать над оптимизацией маршрутов, потока движения с учетом грузооборота.
- Реализация плана. На этом этапе происходит изменение назначения или перепланировка помещений, реорганизация системы стеллажей, внесение изменений в транспортный поток. Важно донести информацию об изменениях до складского персонала, провести обучение с учетом новой планировки.
- Мониторинг, оценка планировки склада. После внедрения новых рабочих условий нужно изучить, насколько они хороши. Для этого контролируют складские запасы, отслеживают пройденные погрузчиками расстояния, определяют безопасность, продуктивность работы операторов. Обнаруженные проблемы анализируют и устраняют.
Придерживаясь этих советов, менеджеры склада могут повысить уровень безопасности, производительности вилочных погрузчиков, а также прибыльность предприятий.