Выбрать для электропогрузчика тяговую литий-ионную батарею непросто. Важно учитывать много факторов: ёмкость, напряжение, химсостав, размеры, быстроту зарядки, термостойкость, долговечность, марку, цену. Рассмотрим конкретные шаги.
1. Начинаем с особенностей электропогрузчика
Характеристики, особенности конструкции вилочного электропогрузчика сильно влияют на используемый источник питания. Благодаря высокой энергоёмкости, литий-ионные аккумуляторы подходят даже для мощных машин, работающих с тяжелыми, объёмными грузами.
Для каждой модели электропогрузчика нужно учитывать следующие характеристики аккумуляторной батареи:
-
Размеры. Они должны соответствовать уникальным размерам аккумуляторного отсека, типу и расположению кабельных разъемов. Некоторые производители складской техники предусматривают сразу два неодинаковых по размеру отсека.
-
Напряжение, ёмкость. Стандартные напряжения: 24, 36, 48, 72 или 80 вольт. Обычно востребована ёмкость от 200 до 1000 Ампер-часов. Например, вариант 24 В 240 А·ч подойдет для компактного трёхопорного погрузчика грузоподъемностью 1000 кг, а для мощного электропогрузчика грузоподъемностью выше 4000 кг нужен аккумулятор вроде 80 В 1100 А·ч.
- Вес батареи. Он влияет на снаряженную массу, грузоподъемность и устойчивость погрузочной техники. Если литиевая батарея слишком легкая (так часто бывает, если она заменяет старую свинцовую АКБ), то потребуется дополнительный балласт.
- Связь между батареей и интеллектуальной системой. Шина CAN обеспечивает взаимодействие разных микроконтроллеров без помощи центрального компьютера. Не все электропогрузчики поддерживают такой способ коммуникации. Также возможна установка отдельного индикатора (BDI), который будет показывать данные об уровне заряда, предупреждения и другую информацию о работе аккумулятора.
2. Выбираем химсостав литий-ионной батареи
Этот шаг можно проигнорировать, если вам не важны конкретные плюсы и минусы, свойственные разным химсоставам литиевых аккумуляторов. Самые подходящие аккумуляторные элементы: литий-железо-фосфатные (LFP) или литий-никель-марганец-кобальт-оксидные (NMC). Первый вариант отличается большей безопасностью, долговечностью; второй – повышенной плотностью энергии, которая важна при интенсивной работе, особенно под высокой нагрузкой.
3. Учет особенностей эксплуатации электропогрузчика
Первым делом нужно учесть пять факторов:
- вес грузов, с которыми приходится работать;
- высота подъема;
- дальность транспортировки;
- количество рабочих смен;
- наличие энергоёмкого навесного оборудования.
Чем тяжелее груз, выше стеллажные полки, длиннее маршрут или рабочий день, тем больший запас энергии понадобится вилочному погрузчику. Анализ этих факторов поможет подобрать аккумуляторную ёмкость. Энергоёмкое навесное оборудование (сталкиватели-стягиватели, опрокидыватели, зажимы для бумажных рулонов) также требует большой ёмкости литиевого аккумулятора.
Альтернативой высокой ёмкости может стать возможность сверхбыстрой подзарядки во время обеденных или иных перерывов. Тяговый аккумулятор и зарядная станция к нему должны поддерживать такую опцию.
Работа на холоде или жаре
Если электропогрузчик будет работать на холодильном складе, в промышленной морозильной камере, то ему понадобится литий-ионная батарея с термоизоляцией и системой подогрева. Для работы на жаре понадобится эффективная встроенная система охлаждения.
4. Рассмотрите, нуждаетесь ли вы в управлении автопарком
Некоторые электронные платы системы управления батареей (BMS) можно использовать в интеллектуальных системах управления парком складской техники. Это удобно, если руководителю склада приходится оценивать работу десятков вилочных электропогрузчиков. Системы управления автопарком предоставят подробную информацию об энергопотреблении, времени зарядки, простоях, интенсивности работы, местонахождении машин.
При выборе литий-ионного аккумулятора с системой управления автопарком важны функциональность, удобство интерфейса, простота доступа к данным.
5. Сравните долговечность, цены
Литий-ионные аккумуляторы не нуждаются в частом уходе, экономят электроэнергию – в этом они значительно выгоднее свинцово-кислотных аккумуляторов. Их рабочий ресурс также в несколько раз больше. В целом, аккумуляторные элементы LFP несколько более дешевые и долговечные, чем NMC. В среднем литиевые батареи на LFP элементах служат 3000 циклов.
6. Окончательный выбор: марка, поставщик
Поставщик должен предоставить полную информацию о характеристиках, комплектации аккумуляторной батареи. Посмотрите на условия, сроки гарантии. Хорошо, если поставщик тщательно проработает конфигурацию аккумулятора для вашего электропогрузчика и производственных задач.
Ориентируясь на конкретную марку литий-ионной батареи, учитывайте наличие сервиса в вашем регионе, отзывы пользователей. Спросите у других пользователей об опыте работы с аккумуляторами интересующей вас марки.
И последняя рекомендация: верный подбор ёмкости, химсостава, скорости зарядки, защиты от неправильного обращения и экстремальных температур значительно больше влияют на реальную работу литий-ионных батарей, чем цифры в спецификации.