Склады с узкими проходами и «достающими до неба» стеллажами максимально используют каждый квадратный метр своей площади. Однако для их обслуживания нужны вилочные погрузчики особой конструкции, способные передвигаться в тесном пространстве и с высокой точностью поднимать вилы на высоту 6–18 м. К такой складской технике относятся:
- Самоходные штабелеры с оператором внизу и многосекционной мачтой.
- Ричтраки с выдвижными мачтами или выдвижной кареткой.
- Узкопроходные штабелеры (VNA) с подъемной кабиной.
- Шарнирно-сочлененные вилочные погрузчики.
Высота подъема значительно влияет на конструкцию и эффективность вилочных погрузчиков. Для достижения максимальной производительности нужно учитывать ряд факторов, о которых мы поговорим ниже.
ОБЗОР
Когда вилы погрузчика находятся в воздухе на высоте более 9 м, то оператору внизу трудно видеть ситуацию наверху. В результате работа идет медленно. Оператор, который не уверен на 100% в положении вил, обычно осторожничает, и ему может потребоваться несколько попыток, чтобы сделать все правильно. Плохой обзор нередко становится причиной повреждения стеллажей или палет с товарами. Чтобы дать оператором возможность видеть происходящее вверху, производители вилочных погрузчиков используют следующие средства:
- Видеокамера на каретке вил – самое распространенное решение. Изображение с камеры передается на экран в кабине погрузчика. В результате оператор видит положение и угол наклона вил на уровне глаз. Видеокамеры особенно незаменимы при работе со стеллажами двойной глубины.
- Лазерный проектор на каретке вил. Благодаря ему оператор видит яркую лазерную линию прямо в месте, куда должны быть направлены вилы.
- Программируемый селектор высоты полок. Он автоматически останавливает вилы на заранее выбранной высоте, что ускоряет позиционирование груза до 30%.
- Подъемная кабина. Это популярное решение для узкопроходных штабелеров (VNA). В этом случае вилы поднимаются вместе с кабиной, поэтому всегда расположены на одном уровне с водителем.
- Одностоечные мачты. Они обеспечивают лучший обзор, поскольку глазам не нужно всматриваться между стойками. Кроме того, одностоечные мачты обычно расположены сбоку, поэтому оператор смотрит мимо мачты, а не сквозь нее, что дает хороший обзор на любой высоте.
- Оптимизация конструкции мачты. Кабеля, гидроцилиндры, цепи и другие компоненты мачты вилочного погрузчика должны быть спрятаны или расположены так, чтобы не мешать обзору.
СКОРОСТЬ РАБОТЫ ВИЛОЧНОГО ПОГРУЗЧИКА
Время рабочего цикла (суммарное время транспортировки, выгрузки или подбора груза) у высотных электропогрузчиков больше, чем у обычных электропогрузчиков с противовесом.
Европейская федерация обработки материалов приводит следующее сравнение среднего времени рабочего цикла:
- Противовесный вилочный электропогрузчик, класс I – 100% (базовый уровень)
- Сочлененный узкопроходный погрузчик Flexi, класс II – 87%
- Погрузчик с поворотным грузоподъемником, класс II – 71%
- Ричтрак с выдвижной мачтой, класс II – 55%
Более медленная работа высотных складских машин объясняется тем, что вилам нужно преодолеть больший путь при подъема или опускании. Во-вторых, сложные грузоподъемные механизмы часто работают медленнее из соображений безопасности. В-третьих, высокие мачты могут немного раскачиваться при подъеме. Прежде чем выгрузить или забрать палету, операторам приходится ждать, пока раскачивание утихнет, что увеличивает длительность рабочего цикла. Горизонтальное перемещение также происходит медленнее. Например, ричтрак передвигается раза в два медленнее, чем противовесный погрузчик, ведь он разработан для аккуратной работы в тесном пространстве, а не для быстрой транспортировки грузов на большие расстояния. Медленная скорость движения компенсируется маневренностью.
Существуют разные способы ускорить работу узкопроходной складской техники. Например, поворотные вилы обрабатывают грузы по обеим сторонам прохода, что сокращает количество перемещений. Другой распространенный способ – передвижение в проходах по направляющим или рельсам.
ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ, УСТОЙЧИВОСТЬ, ЭНЕРГИЯ
Узкопроходные штабелеры с подъемной кабиной и поворотными вилами очень тяжелые, но по грузоподъемности на максимальной высоте уступают легким ричтракам. Дело в том, что ричтрак поднимает только вилы с грузом, ему не нужно поднимать кабину с оператором. Тем не менее, узкопроходные штабелеры с подъемной кабиной бывают более производительными, чем ричтраки, поскольку они не делают повороты под прямым углом к стеллажам; вилы сами поворачиваются на 180 градусов в нужную сторону.
Устойчивость – также важный фактор производительности. Она влияет на уверенность оператора, а уверенный оператор действует быстро. Недостаток штабелеров с подъемной кабиной в том, что их мачты и каретки вил не наклоняются, чтобы компенсировать неровности пола или раскачивание мачты. В результате для таких машин нужен идеально ровный, плоский пол. Шарнирно-сочлененные вилочные погрузчики менее требовательны к ровности пола. Наклонные мачты хороши для работы на высоте до 10 м; если нужно поднимать груз выше, то наклонная каретка обеспечивает лучшую грузоподъемность и устойчивость.
И наконец, на производительность, грузоподъемность и устойчивость любого вилочного электропогрузчика влияет аккумуляторная батарея. Для подъема груза на большую высоту требуется много энергии. Для решения вопроса длительности автономной работы производители складской техники используют три пути:
- Повышение энергоэффективности двигателя и элементов электросистемы;
- большие аккумуляторные отсеки, в которые вмещаются батареи высокой емкости;
- продвинутые или альтернативные источники энергии: литий-ионные батареи, водородные топливные элементы.
ИТОГ
Производительность вилочных электропогрузчиков при работе с высокими стеллажами зависит от качества обзора на высоте, скорости работы, грузоподъемности, устойчивости, автономности. Помимо технической стороны, важно уделить внимание обучению операторов, а также продумать подходящий тип вилочных погрузчиков еще при проектировании склада.