Тип тяговой аккумуляторной батареи влияет на общую эффективность работы предприятия, вне зависимости от количества вилочных электропогрузчиков или другой аккумуляторной складской техники. Если АКБ подобрана правильно, вы сэкономите время и деньги в будущем.
Основные параметры тяговых аккумуляторов
Первым делом обратите внимание на следующие параметры:
- Габариты. Батарея должна вмещаться в аккумуляторный отсек.
- Вес. Он влияет на устойчивость электропогрузчика. Минимальный и максимальный вес АКБ часто указан на паспортной (заводской) табличке, расположенной на корпусе машины.
- Напряжение. Обычно оно составляет от 24, 36, 48, или 80 Вольт. Чем больше напряжение, тем больше ячеек в батарее, что также увеличивает размеры и вес.
- Емкость. Тяговые аккумуляторы вмещают большой объем энергии, которая нужна для длительной работы приводного двигателя. Это могут быть значения от 200 до 700 A·ч и даже больше.
Вес, размер и напряжение батареи вилочного погрузчика существенно различаются в зависимости от типа транспортного средства. Разные виды электрических погрузчиков обычно используют один из четырех вариантов напряжения (см. таблицу ниже).
24В или 12Вх2 |
24/36 В |
36/48 В |
80 В |
Поводковые электрические тележки и штабелеры |
Электротележки и электроштабелеры с местом для оператора, узкопроходные штабелеры |
Противовесные вилочные электропогрузчики, ричтраки с кабиной |
Тяжелые противовесные вилочные погрузчики |
Типы батарей для вилочных погрузчиков
Следующий важный момент – выбор между свинцово-кислотными и литиевыми батареями.
Свинцово-кислотные аккумуляторы известны с середины 19 века. Они представляют собой громоздкие и тяжелые ящики со съемной верхней частью, которые вырабатывают электричество в результате химической реакции пластин свинца и водного раствора серной кислоты. По мере эксплуатации запасы воды нужно периодически пополнять.
Литий-ионная технология нашла применение в складской технике лишь в первом десятилетии 21 века. В погрузочно-разгрузочной технике используются литий-железо-фосфатные (LiFePO4) батареи. По сравнению со свинцово-кислотными аналогами, они более энергоемкие и компактные. Кроме того, они герметичные и не требуют обслуживания.
Сравнение типов батарей для погрузчиков
Пункты сравнения |
Литиевые (LiFePO4) |
Свинцово-кислотные |
Обслуживание |
Необслуживаемые |
Обслуживание оператором или сервисной службой. |
Особенности зарядки |
Можно подзаряжать по мере возможности в течение рабочего дня (например, во время обеда или перерыва) |
Зарядка выполняется по графику, в специальной, хорошо вентилируемой или проветриваемой комнате. |
Время зарядки |
2-4 часа Зарядка в любое удобное время |
8-10 часов Обычно зарядка после работы |
Время на остывание после зарядки |
Нет |
1-2 часа |
Выравнивающая зарядка |
Автоматическая |
Каждые 5-10 зарядок |
Рекомендуемое количество батарей для интенсивной работы |
1 шт. |
2-3 шт. |
Срок службы (мин. число циклов «заряд-разряд») |
3000-7000 циклов до 25 лет |
1000-1500 циклов до 5 лет |
Опасность для экологии и окружающих |
Полностью герметичный корпус, возможность переработки |
Токсичный свинец, агрессивная кислота, взрывоопасный газ |
Экономичность |
Сберегает до 50 % электроэнергии |
Нет |
Безопасность |
Безопасный химический состав |
Пролития агрессивного электролита, перегрев, взрывоопасный газ, коррозия корпуса |
Сроки службы
Аккумуляторы – расходный материал, который необходимо регулярно оплачивать. Тип батареи в погрузчике влияет на то, как часто придется ее заменять. Свинцово-кислотные и Li—ion аккумуляторы имеют разный срок службы (см. таблицу выше). Это средние показатели, которые изменяются в зависимости от условий эксплуатации и качества обслуживания. Литиевые батареи вилочных погрузчиков требуют замены минимум в два раза реже.
Уход и обслуживание
Чтобы максимально продлить срок службы и сохранить емкость батареи, за ней следует правильно ухаживать. Однако кислотные батареи требуют большего внимания по сравнению с литиевыми.
Свинцово-кислотные аккумуляторы для вилочных погрузчиков требуют следующих действий:
- Выравнивание заряда (балансировка) ячеек. Кислота и вода внутри ячеек со временем расслаиваются (разделяются по горизонтали, причем кислота сосредотачивается ближе к дну). Это приводит к осадку кристаллов сульфата на дне ячеек, ослабляет способность удерживать заряд. Процедура балансировки помогает растворить кристаллы неглубокими циклами «заряд-разряд».
- Контроль температуры. Свинцово-кислотные батареи сильно нагреваются во время зарядки, поэтому их необходимо заряжать и хранить в помещении с контролируемой температурой.
- Поддержание уровня жидкости. Примерно после каждых 5-10 циклов зарядки-разрядки нужно проверять плотность электролита и доливать воду.
Литий-ионные батареи посчитаются необслуживаемыми, поскольку балансировка ячеек выполняется автоматически, а вода не нужна. Они более стабильно ведут себя при высоких температурах. Как правило, от перегрева их защищает контроллер.
Зарядка
Свинцово-кислотные аккумуляторы не рекомендуется отсоединять от зарядного устройства, пока они полностью не зарядятся. Во время зарядки они вырабатывают взрывоопасный газ и более чувствительны к перегреву, поэтому для них нужно оборудовать специальные зарядные комнаты. Такие помещения должны хорошо вентилироваться и в них должен соблюдаться температурный режим. Кроме того, нужно предусмотреть возможность для безопасного контроля плотности электролита и долива воды после зарядки.